Соловов Александр Васильевич, к.т.н., профессор
Соловов Александр Васильевич
Дата рождения: 19 апреля 1948
Телефоны: +7 846 267 48 45, +7 846 334 72 78
Электронная почта: solovov@ssau.ru
Образование и дипломы
  • 1963-1966 – Златоустовский индустриальный техникум имени П.П. Аносова.
  • 1965-1966 – Средняя школа г. Златоуста (заочный 11-й класс).
  • 1966-1972 – Куйбышевский авиационный институт им. академика С.П. Королева, факультет летательных аппаратов, специальность «Инженер-механик по самолетостроению" (диплом с отличием).
  • 1973-1976 – Куйбышевский авиационный институт им. академика С.П. Королева, аспирантура.
  • 1977 - Учёная степень "Кандидат технических наук", диссертация по автоматизации проектирований авиационных конструкций.
  • 1981 - Учёное звание "Доцент" по кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов.
  • 2006 - Учёное звание "Профессор" по кафедре технической кибернетики.
Трудовая биография:
  • 1965-1966 - Кузнец-штамповщик Златоустовского машиностроительного завода им. В.И. Ленина (ныне ПО «Булат»).
  • 1968-1972 – Лаборант НИГ «Оптимальное проектирование» кафедры конструкции самолетов КуАИ.
  • 1972-1976 - Инженер, м.н.с. НИГ «Оптимальное проектирование» кафедры конструкции самолетов КуАИ.
  • 1977-1980 – Ассистент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов КуАИ.
  • 1981-2005 - Доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов КуАИ-СГАУ.
  • 2006-2008 - Профессор кафедры технической кибернетики СГАУ.
  • 2008 - по н.в. - Профессор кафедры суперкомпьютеров и общей информатики СГАУ.
  • 1977-1985 - Старший научный сотрудник отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Автоматизация проектирования конструкций» КуАИ.
  • 1977-1982 - Начальник курса, заместитель декана факультета летательных аппаратов КуАИ.
  • 1986-1991 - Научный руководитель межфакультетской научно-исследовательской лаборатории компьютерной поддержки общеинженерных дисциплин механического цикла КуАИ.
  • 1997-2005 - Научный руководитель Самарского лицея информационных технологий
  • 1992 - по н.в. - Научный руководитель Центра новых информационных технологий (НИЛ-46) СГАУ.
Тематика научных исследований
  • 70-е годы - Механика деформируемого твердого тела, автоматизация проектирования авиационных конструкций.
  • 80-е годы - Общие вопросы построения и применения САПР. Учебно-исследовательские САПР. Компьютерные тренажеры для инженеров.
  • 90-е годы по н.в. - Теоретические основы, методы и технологии электронного обучения.

Опыт научных исследований
1969-1972 Участник прочностных расчетов по методу конечных элементов самолета М-15 по заказам ОКБ Г.М. Бериева.
1973-1977 Ответственный исполнитель исследований весовой эффективности и оптимальных силовых схем конструкций экранопланов и сверхтяжелых самолетов по заказам ОКБ Р.Л. Бартини, Р.Е. Алексеева и Московского авиационного института.
1978-1981 Участник работ по оценке прочности и оптимизации конструкций самолетов ИЛ-76, Ил-86, Ту-154, Ту-95 по заказам ОКБ А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, Ульяновского авиационно-промышленного комплекса.
1982-1991 Научный руководитель разработки, применения и внедрения учебной САПР ПРОСК (ПРограммы Обучения Силовому Конструированию) по заданиям Программ САПР Минвуза СССР и Минвуза РСФСР.
1992 - по н.в Научный руководитель разработки системы КАДИС (системы Комплексов Автоматизированных ДИдактических Средств), ее теоретических основ, методик и моделей построения и применения, учебных мультимедиа комплексов по различным учебным дисциплинам по заданиям Государственных целевых программ, ведомственных Программ Минобра РФ, заказам промышленных и учебных организаций, отечественных и зарубежных Фондов (порядка 60 НИР и ОКР).

Основные оригинальные научные результаты
В сфере электронного обучения
Теоретические основы электронного обучения, включающие:

  • Концептуальную модель комплексной компьютерной поддержки профессиональной подготовки.
  • Методики построения и применения учебных мультимедиа комплексов.
  • Методы и алгоритмы математического моделирования содержания, навигации и процессов электронного обучения.
  • Дискретные математические модели типовых сценариев электронного обучения для адаптивных обучающих систем.
  • Базовые принципы, методики и модели построения и применения виртуальных учебных лабораторий и компьютерных игр-тренажеров для профессиональной подготовки.
    В сфере расчета и проектирования силовых конструкций
  • Методики и алгоритмы расчета узловых нагрузок, дополняющие теоретические основы метода конечных элементов и адекватные его базовым концептам.
  • Специальные конечные элементы для проектирования силовых схем плоских конструкций и конструкций типа крыла.
  • Методика и алгоритмы оптимизации очертаний силовых конструкций, базирующиеся на вариационных принципах и моделях метода конечных элементов.
  • Методы и алгоритмы визуализации полей физических характеристик.
  • Методика весового анализа и весовые формулы для оценки массы авиационных конструкций на ранних этапах проектирования.
  • Публикационная деятельность
    Опубликовано на конец 2014 года 340 работ, из них 265 научных (объемом 180 п.л.) и 75 учебно-методических (280 п.л. и 3 Гбайта учебных мультимедиа комплексов по различным дисциплинам на CD и в Интернет). Индекс научного цитирования и критерий Хирша в наукометрических базах: Академии Google https://scholar.google.ru/citations?user=Tf4axN8AAAAJ&hl=ru&oi=ao, Российского индекса научного цитирования (SPIN-код: 4476-5501) http://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=560817.

    Организационно-методическая деятельность
    Инициировал и руководил подготовкой студентов факультета летательных аппаратов КуАИ по специализации САПР, разработал учебный план и поставил основные курсы специализации (1979-1984).
    Входил в состав головных советов Минвуза РСФСР по САПР (1981-1989) и по целевой интенсивной подготовке специалистов (1986-1989), экспертного совета ГД РФ по дистанционному обучению (2000), программных комитетов ряда российских и международных конференций в сфере электронного и дистанционного обучения. Являлся членом отраслевых рабочих групп Минобра по разработке концепции дистанционного образования (1995) и концепции создания электронных образовательных ресурсов и изданий (2002). Член межкафедрального научно-технического совета по предварительной экспертизе диссертаций по специальности 05.13.12 "Системы автоматизированного проектирования".
    Инициировал и организовывал работу по появлению Интернета в СГАУ (1995-1996).
    Инициировал и руководил постановкой дистанционного курса "Экономические, социальные и политические реформы в современной России", который был реализован в 1996 и 1998 гг. для американских студентов с использованием электронных технологий обучения.
    Был научным консультантом дирекции по качеству АО "АвтоВАЗ" по вопросам информатизации и дистанционного обучения (1996-1997).
    Координировал от СГАУ и Самарского региона работу по международным проектам в сфере дистанционного обучения: с Брэдли-университетом (США) в 1996-2000 гг., по Самарским проектам некоммерческой американской организации Прожект Хармони в 1999 г. и Программы Европейского Союза Делфи в 2000-2005 гг. Руководил Самарским региональным ресурсным центром информатизации Министерства образования РФ при СГАУ (2005-2011), Самарским региональным ресурсным центром открытого дистанционного обучения проекта Европейского Союза Делфи (2000-2005).
    Являлся координатором одного из трех направлений национального проекта "Образование", выполнявшегося в СГАУ в 2006-2008 гг., руководил созданием банка электронных образовательных ресурсов СГАУ (порядка 250 электронных пособий).
    Неоднократно участвовал в работе Международных, Всесоюзных и Всероссийских научно-технических и научно-методических конференций (более 100 конференций в период 1972-2015 гг.), в выставках, посвященных развитию сферы образования. Проходил обучение на факультетах повышения квалификации преподавателей в МАИ и СГАУ, стажировки по зарубежным грантам в сфере электронного обучения в США (1996, 1998), в Италии и Германии (2001 г.), в Великобритании (2004, 2006).

    Внедрение результатов НИР и ОКР
    Различные компоненты учебной САПР ПРОСК (Программы Обучения Силовому Конструированию) методическое и программное обеспечение внедрены в 80-е, начале 90-х годов более чем в 100 вузах СССР и университете Дрездена (Германия).
    Технология системы КАДИС (Системы Комплексов Автоматизированных ДИдактических Средств) - методика и программный инструментарий использовалась в 90-е и 2000-е годы в нескольких десятках учебных заведений и промышленных предприятий РФ и стран СНГ. На основе этой технологии созданы несколько сотен учебных мультимедиа комплексов по различным учебным дисциплинам общего среднего, профессионального среднего и высшего образования, электронных образовательных ресурсов военно-технического назначения. В 2001 г. учебный мультимедиа комплекс по органической химии издан на компакт-дисках в рамках Президентской программы поставки средств ВТ в сельские школы тиражом 31 тыс. экземпляров. Число пользователей разработанных электронных образовательных ресурсов оценивается в несколько десятков тысяч человек (учащихся и преподавателей).
    Ряд этих постоянно пополняемых электронных образовательных ресурсов, подготовленных непосредственно в ЦНИТ СГАУ (по сопротивлению материалов, проектированию механических конструкций, САПР, методам оптимизации, геометрическому моделированию, электронному обучению, органической и неорганической химии, металловедению и термообработке, основам физической культуры и др.,) с 1999 г. размещен в открытом доступе на сервере Центра http://cnit.ssau.ru. Банк электронных образовательных ресурсов СГАУ, подготовленных по технологии системы КАДИС по национальному проекту "Образование" (250 электронных пособий), размещен на компакт дисках и в Интернет на сервере ЦНИТ http://lms.ssau.ru.

    Учебная работа
    Авторские курсы:

  • "САПР" для специальности "Прикладная математика" в КуАИ (1978-1979);
  • "Основы САПР" для специальности "Самолетостроение" в КуАИ-СГАУ (1980-1997);
  • "Автоматизация проектирования конструкций" для специальности "Самолетостроение" в КуАИ-СГАУ (1982-1997);
  • "Основы САПР" на факультетах повышения квалификации ИТР и преподавателей КуАИ (1981-1986);
  • "Применение САПР в учебном процессе" на ФПК преподавателей КуАИ (1987-1991);
  • "Технологии обучения. Современные методы и средства" на межвузовском ФПК преподавателей СГАУ (1992-2001);
  • "Информационные технологии обучения" на химфаке СамГУ (1995-1999);
  • "Методы оптимизации" для специальности "Механика" в СГАУ (2000);
  • "Электронные технологии обучения" на межвузовском ФПК преподавателей СГАУ (2001-2003);
  • "Методы и технологии электронного дистанционного обучения" на межвузовском ФПК преподавателей СГАУ (2004-по нв.) http://lms.ssau.ru.
    Подготовил трех к.т.н.: Черепашков А.А. (1987, ныне д.т.н., профессор СамГТУ), Мрыкин С.В. (1997, ныне доцент СГАУ), Меньшикова А.А. (2004, ныне доцент СГАУ).

    Награды и почетные звания
    Знак "Победитель социалистического соревнования" (1978). Шесть грамот и почетных дипломов Минвуза РСФСР и Минобразования РФ (1985, 1986, 1987, 2001, 2003, 2007, 2011). Две медали Всероссийского выставочного центра (2001, 2007). Золотой знак и почетный диплом ГосНИИ ИТТ "Информика" за большой вклад в информатизацию образования России (2008). Две благодарности Минобразования РФ, порядка 10 КуАИ-СГАУ.
    Действительный член Российской академии информатизации образования (1996).

    Основные научные публикации

    Монографии (9)
    1. Соловов А.В. Математическое моделирование содержания, навигации и процессов электронного обучения в контексте международных стандартов и спецификаций. Лекция-доклад / Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования (14-15 апреля 2010 г., Москва, НИТУ "МИСиС")". - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 52 с.
    2. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. - 463 с. http://cnit.ssau.ru/news/book_solovov/index.html
    3. Краснова Г.А., Соловов А.В., Беляев М.И.Технологии создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ, 2001. - 223 с.; 2-е изд., переработанное и дополненное.- М.: МГИУ, 2002. - 304 с.; 3-е издание - Самара: Издательство "Учебная литература", 2005. -304 с.
    4. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. Гриф "Рекомендовано Госкомитетом по высшему образованию РФ к изданию". Самара: СГАУ, 1995. - 138 с. http://cnit.ssau.ru/kadis/posob/index.htm
    5. Соловов А.В., Нежурина М.И., Фентон П. Результаты реализации проекта Делфи 2: Компонент ОДО. Микропроект № 6 "Технологии открытого и дистанционного обучения для различных групп населения". - М.: Издательский дом "Камерон", 2005.- 32 с.
    6. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. Перед заглавием авторы: Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Коршунов С.В. , Макаров С.И., Можаева Г.В., Нежурина М.И., Позднеев Б.М., Роберт И.В., Соловов А.В., Теслинов А.Г., Щенников С.А. - Томск: Изд-во ТомГУ, 2002. - 86 с.
    7. Соловов А.В. Технологии Internet/intranet в системе управления предприятием. Аналитический обзор. - Самара: СГАУ, 1998. - 104 с. http://cnit.ssau.ru/do/review/int_int/index.htm
    8. Соловов А.В. Компьютерные средства поддержки профессиональной подготовки. Труды НИИВО "Новые информационные технологии в образовании". - М.: НИИВО, 1995, вып. 1. 44 с.
    9. Коваленко В.Е., Кольцова Н.Е., Лобанов Ю.И., Ремезова Е.А., Соловов А.В. Базы знаний учебного назначения. Труды НИИВО "Новые информационные технологии в образовании: Обзор. информация". - М.: НИИВО, 1992, вып. 2. 60 с.

    Статьи (76)
    1. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Электронное обучение: от настольных компьютеров к мобильным системам, MOOCs и SMART-образованию. Труды XXI Всероссийской научно-методической конференции "Телематика'2014", 23-26 июня, Санкт-Петербург. ИТМО, НИУ ВШЭ, ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика", 2014. - С. 64-65. http://tm.ifmo.ru/tm2014/db/doc/get_thes.php?id=119
    2. Соловов А.В., Меньшикова А.А. "Золотые клетки" виртуальных учебных сред. Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 133-137. http://cyberleninka.ru/article/n/zolotye-kletki-virtualnyh-uchebnyh-sred
    3. Соловов А.В. Компьютерные игры-тренажеры как средства креативного развития в профессиональной подготовке. Развитие творческого потенциала студентов в компетентностной парадигме высшего образования с использованием информационных технологий (Творческий потенциал-2011): Труды Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодежи / СГАСУ. - Самара, 2011. - С. 270-274.
    4. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка". Москва, 2010, № 2. С. 51-56.
    5. Соловов А.В. Подготовка персонала виртуальных учебных сред. Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 32-37. http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-personala-dlya-virtualnyh-uchebnyh-sred
    6. Соловов А.В. Технологические средства электронного обучения. Электронный сборник статей-победителей Всероссийского конкурсного отбора обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению "Информационно-телекоммуникационные системы". М.: ГНИИ ИТТ "Информика", - 2008, (2,5 п.л. в бумажном эквиваленте). http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/173/56173/27136?p_page=1
    7. Соловов А.В. Организационные аспекты электронного дистанционного обучения. Высшее образование в России. - М., 2007, № 12. - С. 89-94. http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-elektronnogo-distantsionnogo-obucheniya
    8. Соловов А.В. Моделирование навигации в электронных образовательных ресурсах. Информационные технологии. - М., 2007, № 4 - С. 72-79.
    9. Соловов А.В. Моделирование структуры электронных образовательных ресурсов. Информационные технологии. - М., 2007, № 3 - С. 43-48.
    10. Соловов А.В. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? Высшее образование в России. - М., 2006, № 11. - С. 104-112. http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-novaya-tehnologiya-ili-novaya-paradigma
    11. Соловов А.В. Дистанционное обучение: технологии и целевые группы. Высшее образование в России. - М., 2006, № 7. - С. 119-124. http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-tehnologii-i-tselevye-gruppy
    12. Соловов А.В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения. Труды Международной конференции "IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies". - Казань: КГТУ, 2002. - С. 212-216. http://cnit.ssau.ru/do/articles/didakt/didakt.htm
    13. Соловов А.В. Когнитивные аспекты мультимедиа в электронной поддержке обучения. Труды Международной конференции "IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies". - Казань: КГТУ, 2002. - С. 74-78. http://cnit.ssau.ru/do/articles/aspekt/aspekt.htm
    14. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Дискретные математические модели в исследовании процессов автоматизированного обучения. Информационные технологии. - М., 2001, № 12 - с.32-36.
    15. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры. Теория и практика физической культуры. - М., 2001, № 8. - С. 55-59. http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo1.htm
    16. Соловов А.В. Мифы и реалии дистанционного обучения. Высшее образование в России. - М., 2000. - N 3, с. 116-120. http://cnit.ssau.ru/do/articles/mifs/index.htm
    17. Гречников Ф.В., Соловов А.В. Экспорт дистанционных образовательных услуг. Высшее образование в России. - М., 1999.- № 3, с. 120-121. http://cnit.ssau.ru/do/articles/opit_do/index.htm
    18. Соловов А.В. Когнитивная компьютерная графика в инженерной подготовке. Высшее образование в России". - М., 1998. - №2, С. 90-96. http://cnit.ssau.ru/do/articles/graph/index.htm
    19. Ляченков Н.В., Кокотов В.Я., Соловов А.В. Новые информационные технологии в системе качества АО "АвтоВАЗ". Стандарты и качество. - М., 1997. - № 12, С. 40-43.
    20. Соловов А.В. Об эффективности информационных технологий. Высшее образование в России. - М., 1997. - № 4, с. 100-107. http://cnit.ssau.ru/do/articles/effect/index.htm
    21. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке. Высшее образование в России. - М., 1995. - N 2, С. 31-36. http://cnit.ssau.ru/do/articles/ito/index.htm
    22. Соловов А.В., Черепашков А.А. Отображение результатов прочностных расчетов по МКЭ на графических дисплеях. Всесоюзный. межвуз. сб. "Прикладные проблемы прочности и пластичности. Методы решения". - Горький: ГГУ, 1989. - С. 105-110.
    23. Соловов А.В., Черепашков А.А. Об одном инженерном алгоритме оптимизации формы плоских конструкций на основе метода конечных элементов. Всесоюзный межвузовский сборник "Прикладные проблемы прочности и пластичности. Анализ и оптимизация деформируемых систем". - Горький: ГГУ, 1988. - С. 54-61.
    24. Соловов А.В. Обратные связи в учебных пакетах прикладных программ. Межвуз. сб. научн. трудов под редакцией В.Н. Врагова "ЭВМ в учебном процессе". - Новосибирск: НГУ, 1988. - С. 39-53.
    25. Комаров В.А., Соловов А.В. АОС и инженерная интуиция. Вестник высшей школы. - М., 1986. - № 2, С. 30-33.
    26. Комаров В.А., Соловов А.В., Данилин А.И., Черепашков А.А. Тренажер для конструктора. Депонированная рукопись. - М.: НИИ ПВШ, N264-83 деп., 8 сентября 1983. - 30 с.
    27. Соловов А.В. Об одном подходе к построению весовых формул на основе специальных конечно-элементных моделей с приложением к составным крыльям. Межвузовский сборник "Автоматизация проектирования авиационных конструкций". - Куйбышев: КуАИ, 1979. - С. 65-76.
    28. Соловов А.В. Мембранный конечный элемент для четырехугольных закрученных панелей. Отраслевой сборник научных трудов. - М: МАИ, 1979. - С. 67-76.
    29. Комаров В.А., Соловов А.В. Об опыте автоматизации проектирования силовых схем крыльев. Материалы Всероссийской школы 1975 года по автоматизации проектирования. - Долгопрудный: МФТИ, 1976. - С. 102-117.
    30. Комаров В.А., Соловов А.В. Конечный элемент для проектирования рациональных силовых схем конструкции типа крыла. Статья депонирована в ВИНИТИ, N 768-75, ДЕП. 1975. - 29 с.
    31. Комаров В.А., Соловов А.В. Уравновешивание свободной системы инерционными силами при расчете конструкции методом конечных элементов. Межвузовский сб. "Методы решения задач упругости и пластичности". - Горький: ГГУ, вып.7, 1973. - С. 139-144.
    32. Комаров В.А., Соловов А.В. Преобразование произвольных нагрузок к узловым силам в методе конечных элементов. Межвузовский сб. "Методы решения задач упругости и пластичности". - Горький: ГГУ, вып.7, 1973. - С. 131-136.
    33. Соловов А.В., Меньшикова А.А. От регламентов традиционного формального образования к "золотым клеткам" виртуальных учебных сред и свободе облачных сервисов. Дистанционное и виртуальное обучение" - М., 2012, № 11, С. 64-79.
    34. Соловов А.В., Меньшикова А.А. О регламентации и свободе электронного обучения. Открытое и дистанционное образование. Томск, 2012 № 4(48). С. 80-85.
    35. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Дискретные математические модели типовых процессов автоматизированного обучения. Дистанционное и виртуальное обучение. - М., 2011, № 12, С. 64-79.
    36. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Моделирование процессов автоматизированного обучения на основе взвешенных ориентированных графов. Дистанционное и виртуальное обучение" - М., 2011, № 11, С. 47-62. http://cyberleninka.ru/article/n/diskretnye-matematicheskie-modeli-v-issledovanii-protsessov-avtomatizirovannogo-obucheniya
    37. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В., Меньшикова А.А. Технологии электронного обучения в вузовском курсе физической культуры. Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2011. № 4 (44). С. 32-38. http://journals.tsu.ru/ou/&journal_page==archive&id=1011&article_id=8227
    38. Афоничкин А.И., Соловов А.В. Модель согласования интересов в образовательной среде регионального виртуального университета. Отраслевая система ЦНИТ: 20 лет на ИТ-рынке России: Сборник статей. - Кемерово, 2011. - С. 177-181.
    39. Соловов А.В. Об опыте сотрудничества вуза и ссузов по проблематике электронного обучения в рамках инновационных программ национального проекта "Образование". Новые информационные технологии в образовании (НИТО-Байкал): материалы международной научно-практической конференции (г. Улан-Удэ, 12-14 июля 2010 года) // НОЧУ "БФФК", ФГОУ "РГППУ", ГОУ ВПО "ОмГУ". Улан-Удэ, 2010. С. 206-208.
    40. Соловов А.В. Математическое моделирование навигации в электронных образовательных ресурсах. Вестник СГАУ, 2009, № 4 (20). С. 254-263.
    41. Соловов А.В. Математическое моделирование содержания электронных образовательных ресурсов. Вестник СГАУ, 2009, № 4 (20). С. 245-253.
    42. Соловов А.В. Меньшикова А.А., Мищук В.Т., Чегодаева О.П. Банк электронных образовательных ресурсов СГАУ. Открытое и дистанционное образование. Томск, 2009. № 4 (36). С. 31-33.
    43. Соловов А.В. Подготовка персонала учреждений образования к профессиональной деятельности в виртуальных учебных средах. Открытое и дистанционное образование. Томск, 2009. № 3 (35). С. 16-21.
    44. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Электронное дистанционное обучение в вузовском курсе физической культуры. Дистанционное и виртуальное обучение. - М., 2009, № 5, С. 38-49.
    45. Соловов А.В. Организационно-методические и технологические аспекты создания и применения банка ЭОР СГАУ. Дистанционное и виртуальное обучение" - М., 2008, № 12, С. 15-22.
    46. Соловов А.В. Математические модели содержания и процессов электронного обучения. Телекоммуникации и информатизация образования. - М., 2006, №4, С. 20-37.
    47. Соловов А.В. Электронное обучение как новая парадигма образования 21-го века. Труды Международной научно-технической конференции "Проблемы развития одаренной молодежи в информационном обществе". - Самара: СГАСУ, 2006. - С. 178-192.
    48. Фурсов В.А., Кузьмичев В.С., Соловов А.В. Состояние и перспективы развития информационной научно-образовательной среды г. Самары. Материалы научно-технического совещания 25-28 октября 2004г. "Современные наукоемкие технологии в промышленности России: высокопроизводительные вычисления и CALS-технологии". - Уфа: УГАТУ, 2005. - С. 169-173.
    49. Афоничкин А.И., Соловов А.В. Виртуальный университет как фактор инновационного развития региональной системы образования. Сб. мат. "Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки и практики. Актуальные проблемы социально-экономического развития: Территориальные и отраслевые аспекты", ч. 2. - Тольятти: ВУиТ, 2004. - С. 223-227.
    50. Сойфер В.А., Соловов А.В., Коган Е.Я.Самарский региональный ресурсный центр: об этапе создания и программе развития. Сб. научных статей "Ресурсные центры сферы образования России", ГНУ "Росинформобр". - М.: Янус-К, 2004, - С. 162-175.
    51. Соловов А.В. О проблематике, дидактике и технологиях электронного обучения. Интернет.RU:ресурсы, образование, бизнес. - М.: ИТЦ "Мобильные телекоммуникации", 2004. - №1, С. 31-38.
    52. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Авторский инструментарий системы КАДИС. Электронный журнал "Единая образовательная информационная среда". Выпуск 1. - М: Министерство образования РФ, 2003. - http://emag.integro.ministry.ru/cgibin/index.php?num=108
    53. Сойфер В.А., Гречников Ф.В., Соловов А.В., Кузьмичев В.С., Коган Е.Я.Концепция и программа развития регионального ресурсного центра единой образовательной информационной среды Самарской области. Материалы конференции "Организационные и научные основы формирования ресурсных центров в сфере образования", 9-11 июня 2002 года, г. Кемерово. - Кемерово: ИНТ, 2003. - С. 117-126.
    54. Соловов А.В. Проблематика, дидактика и технология электронного обучения. Материалы междунар. научно-практич. конф. "Современные технологии в науке, образовании, культуре". - Самара: СамГЭА, 2002. - С. 21-27.
    55. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Авторские инструментальные программные средства системы КАДИС. Сборник научно-методических трудов "Современные проблемы высшего образования в России", выпуск 2. - Самара: СГАУ, 2002.- С. 149-162. http://cnit.ssau.ru/do/articles/avtor/avtor.htm
    56. Пиявский С.А., Пиявский Б.С., Соловов А.В. Автоматизированный учебный комплекс для поддержки исследовательской работы молодежи. Материалы IУ Международной научно-практической конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность", т. 2. - Самара: СИПКРО, 2002. - С. 407-412.
    57. Соловов А.В. Дидактика и технология электронного обучения в системе КАДИС. Сборник статей "Индустрия образования". Выпуск 6. - М.: МГИУ, 2002. - С. 54-64. http://cnit.ssau.ru/do/articles/kadis/kadis.htm
    58. Соловов А.В. Виртуальные учебные лаборатории в инженерном образовании. Сборник статей "Индустрия образования". Выпуск 2. - М.: МГИУ, 2002. - С. 386-392. http://cnit.ssau.ru/do/articles/virt_lab/virt_lab.htm
    59. Основы концепции создания образовательных электронных изданий. Перед заглавием авторы: Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Зимин А.М., Краснова Г.А., Коршунов С.В. , Макаров С.И., Можаева Г.В., Нежурина М.И., Норенков И.П., Плосковитов А.Б., Позднеев Б.М., Роберт И.В., Сафронов В.Е., Соловов А.В., Теслинов А.Г., Щенников С.А. Материалы научно-практической конференции "Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов". - М.: Республ. Мультимедиа центр, 2002. - С. 24-50. http://book.ru-deluxe.ru/2007/03/05/osnovy_koncepcii_sozdanija_obrazovatelnykh_jelektronnykh_izdanijj.html
    60. Соловов А.В. О перспективах развития ОДО в Самарской области. Сб. трудов "Политика открытого дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество". - М.: РУДН, 2001. - С. 128-133. http://cnit.ssau.ru/do/articles/polit_odo.htm
    61. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Физическая культура на расстоянии. Высшее образование в России. - М., 2001, № 4. - С. 121-124. http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo.htm
    62. Соловов А.В., Дерябина Г.И. Учебный мультимедиа комплекс по органической химии для средней школы. Индустрия образования. Выпуск 1. Сборник статей. - М.: МГИУ, 2001. - С. 244-257. http://cnit.ssau.ru/do/articles/chem/chem.htm
    63. Соловов А.В. Теория и методика проектирования комплексов автоматизированных дидактических средств для поддержки дистанционного обучения. Материалы Шестой международной конференции "Дистанционное образование в России". - М.: МЭСИ, 1998. - С. 441-445.
    64. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Дискретные математические модели в исследовании процессов автоматизированного обучения. Журнал "Educational Technology & Society". - 4(2) 2001, ISSN 1436-4522, pp. 205-210 http://cnit.ssau.ru/do/articles/model/model.htm
    65. Соловов А.В., Дерябина Г.И. Компьютерные учебные комплексы по органической химии и высокомолекулярным соединениям. Труды Международной конференции "Математика, компьютер, образование". - М.: РИИСФИАН, 1996. - С. 112-118.
    66. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании. Информатика и образование. М., 1996 - N 1, с. 13-19. http://cnit.ssau.ru/do/articles/ito/index.htm
    67. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в высшем образовании. Сборник трудов "Новые информационные технологии в университетском образовании". - Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1995. - С. 124-127.
    68. Соловов А.В., Белых И.Н., Абрамов А.А.Тренажер для изучения силовой работы идеального двутавра. Межвуз. сб. научн. трудов "Использование ЭВМ в образовании". Новосибирск: НГУ, 1989. - С. 103-111.
    69. Комаров В.А., Соловов А.В. Организационно-методические аспекты компьютеризации инженерной подготовки. В межвузовском сборнике "Проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов". - Уфа: УАИ, 1989. - С. 59-69.
    70. Комаров В.А., Соловов А.В. Компьютеризация подготовки инженеров машиностроительных специальностей. Межвуз. сб. научн. трудов под редакцией В.Н. Врагова "ЭВМ в учебном процессе". - Новосибирск: НГУ, 1988. - С. 12-28.
    71. Соловов А.В., Черепашков А.А. Алгоритмы интерактивной графики для отображения полей физических характеристик в САПР. Междуведомственный сб. "Математические методы автоматизации проектирования сложных систем". - М.: МФТИ, 1987. - С. 28-36.
    72. Комаров В.А., Соловов А.В. Социальные аспекты компьютеризации инженерного труда. В сб. "Социальные и методологические проблемы ускорения научно-технического прогресса и их обсуждение в философских (методологических) семинарах (из опыта перестройки работы философских семинаров). - Волгоград: Дом полит. просв. Волгогр. обкома КПСС, 1987 - С. 10-16.
    73. Комаров В.А., Соловов А.В., Черепашков А.А. Некоторые методологические особенности построения и применения учебных САПР. Межвуз. сб. научн. трудов "Системы автоматизированного проектирования и обучения". - Иваново: ИГУ, ИЭИ, 1987. - С. 9-15.
    74. Соловов А.В., Мрыкин С.В. Использование учебной САПР при изучении плоско-поперечного изгиба балок. В сб. статей "Прочность и ресурс автомобильных и дорожных конструкций". - М.: сборник научных трудов, МАДИ, 1986. - С. 112-119.
    75. Соловов А.В., Черепашков А.А. Интерактивный алгоритм поиска очертаний плоских силовых конструкций. Методы поискового конструирования в системах автоматизированного проектирования. Межвузовский сборник под ред. А.М. Дворянкина. - Йошкар-Ола: МарГУ, 1986. - С. 114-121.
    76. Соловов А.В., Черепашков А.А. Точечный способ отображения на графических дисплеях дискретно распределенных параметров математических моделей. Депонированная рукопись. М.: ВИНИТИ, 1985. - N 1975-85деп., 14 с.

    Учебно-методические издания (50)
    1. Соловов А.В., Меньшикова А.А., Клентак Л.С. Методические основы проектирования электронных образовательных ресурсов: Учебное пособие, гриф Минобра РФ. Самара: СГАУ, 2013. 208 с.
    2. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Кислицын Ю.Л. Учебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры в вузе. Самара: изд-во СГАУ, 2007. - 328 с. и компакт-диск с электронным учебником. Гриф Минобра РФ. Регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" 11.11.2003, № 0320301052. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Самара: Изд-во СГАУ, 2012. - 333 с. Переиздание: Самара: ООО DSM, 2013. - 331 с. По заказу Министерства спорта Самарской области. Онлайновая версия электронного учебника размещена по адресу http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/index.htm, - 750 Мбайт.
    3. Соловов А.В., Корольков О.Н., Кархалев Д.В., Чегодаева О.П., Меньшикова А.А. Виртуальный учебный кабинет конструкции самолетов. Самара: изд-во СГАУ, 2006. - 552 с. и компакт-диск с электронным учебником. Онлайновая версия комплекса размещена по адресу http://cnit.ssau.ru/virt_lab/index.htm, 2003-2005. - 750 Мбайт.
    4. Соловов А.В., Меньшикова А.А., Пряничников Г.Ю. Компьютерная подготовка учебных мультимедиа комплексов в инструментальной среде системы КАДИС: Методические указания. Самара: СГАУ, 2005. - 36 с. http://cnit.ssau.ru/kadis/kadis_instr/index.htm. Программный инструментарий тиражируется на CD в интернет http://cnit.ssau.ru/kadis/system.htm: версии для MS DOS, 1999. - 1 Мбайт и для MS WINDOWS, 2001-2005. - 14 Мбайт. Регистрация в ФГУП НТЦ "Информрегистр" 12.09.2001, № 0320100272.
    5. Соловов А.В., Дерябина Г.И., Кантария Г.В., Меньшикова А.А., Чегодаева О.П., Пряничников Г.Ю. Органическая химия: Учебный мультимедиа комплекс для средней школы. Издан на CD тиражом 31060 экземпляров по Президентской программе поставки средств ВТ в сельские школы. Зарегистрирован во ФГУП НТЦ "Информрегистр" 12.09.2001, № 0320100272. Онлайновая версия комплекса опубликована в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm, 2001. - 640 Мбайт.
    6. Дерябина Г.И., Соловов А.В., Кантария Г.В.Органическая химия. Автоматизированный учебный комплекс для средней школы в VI частях: Учебное пособие, гриф "Рекомендовано Советом по химии УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для поступающих в вузы". Самара: СамГУ, 2000. - 430 с.
    7. Будячевский И.А., Комаров В.А., Пшеничников В.В., Симановский Е.А., Сойфер В.А., Соловов А.В. Руководящие методические материалы по внедрению ЭВМ в учебный процесс: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985. - 18 с. 2-е изд., испр. и доп. 1987. 19 с.
    8. Соловов А.В. Технические средства САПР: Учебное пособие. Куйбышев: КуАИ, 1987. - 135 с.
    9. Соловов А.В., Черепашков А.А., Мрыкин С.В., Гульнев В.М., Колпащиков А.Г. Учебная САПР силовых конструкций ПРОСК: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1987. - 23 с.
    10. Комаров В.А, Соловов А.В. Проектирование силовых схем плоских конструкций с помощью программного обеспечения учебной САПР: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1980. - 32 с.
    11. Пономарев В.С., Богданов В.М., Соловов А.В., Меньшикова А.А., Клентак Л.С. Методы и средства электронного обучения в теоретической подготовке по физической культуре в вузе: Методические указания. Самара: СГАУ, 2011. - 56 с.
    12. Соловов А.В., Мищук В.Т. Организационные и эргономические аспекты электронного обучения: Учебное пособие. Самара: изд-во СГАУ, 2007. - 70 с. http://lms.ssau.ru
    13. Соловов А.В., Меньшикова А.А., Чегодаева О. П. Системы управления содержанием и процессом электронного обучения: Учебное пособие. Самара: изд-во СГАУ, 2007. - 87 с. http://lms.ssau.ru
    14. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Методические основы электронных учебников: Учебное пособие. Самара: изд-во СГАУ, 2007. - 68 с. http://lms.ssau.ru
    15. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Инструментальные авторские системы. Самара: изд-во СГАУ, 2007. - 76 с. http://lms.ssau.ru
    16. Соловов А.В., Мищук В.Т. Интеллектуальные тренажеры и виртуальные лаборатории. Самара: изд-во СГАУ, 2007. - 59 с. http://lms.ssau.ru
    17. Соловов А.В., Рычков С.П. Проектирование учебных мультимедиа комплексов. Самара: изд-во СГАУ, 2007. - 80 с. http://lms.ssau.ru
    18. Соловов А.В. Введение в проблематику электронного дистанционного обучения. Самара: изд-во СГАУ, 2007. - 88 с. http://lms.ssau.ru
    19. Соловов А.В., Меньшикова А.А., Дерябина Г.И., Курова Н.Н., Чегодаева О.П. Информационные технологии дистанционного обучения: Учебный мультимедиа комплекс. Самара: СГАУ, опубликован и тиражируется на CD и в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/ito/index.htm, 2003-2005. - 250 Мбайт.
    20. Пиявский С.А., Пиявский Б.С., Соловов А.В. Управляемое развитие научных способностей молодежи: Учебный мультимедиа комплекс. Самара: СГАУ, опубликован и тиражируется на CD и в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/tvor/index.html, 2002. - 250 Мбайт.
    21. Соловов А.В., Черепашков А.А., Горбатенко В.В., Пряничников Г.Ю., Колпащиков А.Г., Чегодаева О.П. Структура. Учебный мультимедиа комплекс по изучению методов проектирования структур механических конструкций: Методические указания. Самара: СГАУ, 1995. - 61 с. Электронный учебник, тренажер и пакет прикладных программ тиражируются на CD и в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/kadis/structura.htm, 1999-2003. - 3.2 Мбайт.
    22. Соловов А.В., Мрыкин С.В., Горбатенко В.В., Пряничников Г.Ю., Колпащиков А.Г., Чегодаева О.П. ОПТИМИЗАЦИЯ. Учебный мультимедиа комплекс по математическим методам оптимального проектирования: Методические указания. Самара: СГАУ, 1994. - 51 с. Электронный учебник и тренажер тиражируются на CD и в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/kadis/optima.htm, 1999-2003. - 3.6 Мбайт.
    23. Соловов А.В. Мрыкин С.В., Горбатенко В.В., Пряничников Г.Ю., Колпащиков А.Г. СПЛАЙН. Учебный мультимедиа комплекс по освоению методов интерполяции и аппроксимации в геометрическом моделировании: Методические указания. Самара: СГАУ, 1994. - 30 с. Электронный учебник и тренажер тиражируются на CD и в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/kadis/spline.htm, 1999-2003. - 2.1 Мбайт.
    24. Соловов А.В. Введение в проблематику дистанционного обучения: Обзор состояния ДО в мире. Самара: СГАУ, 1999. 40 с. http://cnit.ssau.ru/do/review/do_world/index.htm#Content
    25. Пономарев В.С., Богданов В.М., Соловов А.В. Основы физической культуры: общие вопросы, атлетическая гимнастика, оздоровительный бег, самоконтроль физического состояния: Учебный мультимедиа комплекс. Самара: СГАУ, опубликован и тиражируется на CD и в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/kadis/phculture.htm, 1999. - 5 Мбайт.
    26. Соловов А.В. Вакулич Е.А., Карпилова О.М.Электронные репетиторы по математике для абитуриентов вузов: Учебный мультимедиа комплекс. Самара: СГАУ, опубликован и тиражируется на CD и в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/kadis/ehelp.htm, 1999. - 2.2 Мбайт.
    27. Соловов А.В. Мрыкин С.В., Горбатенко В.В., Пряничников Г.Ю., Колпащиков А.Г., Чегодаева О.П.БАЛКА. Учебный мультимедиа комплекс по анализу и построению эпюр балок: Методические указания. Самара: СГАУ, 1994. - 40 с. Электронный учебник и тренажер тиражируются на CD и в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/kadis/balka.htm, 1999-2003. - 3.4 Мбайт.
    28. Соловов А.В., Мрыкин С.В., Горбатенко В.В., Пряничников Г.Ю., Колпащиков А.Г., Чегодаева О.П. ДВУТАВР. Комплекс по изучению закономерностей силовой работы тонкостенных конструкций: Методические указания. Самара: СГАУ, 1994. - 15 с. Электронный учебник и тренажер тиражируются на CD и в Интернет по адресу http://cnit.ssau.ru/kadis/dvutavr.htm, 1999-2003. - 1.2 Мбайт.
    29. Соловов А.В., Коломиец Л.В. Подсистема контроля знаний учебной САПР ПРОСК: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1986. - 26 с.
    30. Соловов А.В., Мрыкин С.В. Исследование балочных конструкций в учебной САПР ПРОСК: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985. - 28 с.
    31. Соловов А.В., Черепашков А.А. Подсистема проектирования ферменных конструкций учебной САПР ПРОСК: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985. - 34 с.
    32. Комаров В.А., Соловов А.В., Черепашков А.А. Проектирование ферменных конструкций в режиме диалога с ЭВМ: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985. - 30 с.
    33. Мрыкин С.В., Колпащиков А.Г. Тренажер по методам оптимизации подсистема учебной САПР ПРОСК: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985. - 30 с.
    34. Соловов А.В., Мрыкин С.В. Проектирование положения опор плоских балок с помощью учебной САПР ПРОСК: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985. - 17 с.
    35. Соловов А.В. Геометрическая интерпретация задач математического программирования: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985. - 9 с.
    36. Комаров В.А., Соловов А.В. Графическая интерпретация результатов расчета напряженного и деформированного состояния конструкции: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985 - 10 с.
    37. Соловов А.В. Оценка жесткости четырехугольных мембранных конечных элементов: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985. - 12 с.
    38. Соловов А.В. Проверка матриц жесткости конечных элементов: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1985. - 16 с.
    39. Соловов А.В. Подготовка исходных данных для расчета плоских конструкций в учебной САПР: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 16 с.
    40. Комаров В.А., Соловов А.В. Моделирование авиационных конструкций: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 26 с.
    41. Соловов А.В., Муртазин Р.Н. Введение в базы данных: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 18 с.
    42. Соловов А.В., Золкин Н.А. Чертежные автоматы: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 21 с.
    43. Соловов А.В., Шулепов А.И. Полуавтоматическое устройство ввода графической информации ГАРНИ-2: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 9 с.
    44. Соловов А.В., Пересыпкин В.П. Геометрические преобразования в машинной графике: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 21 с.
    45. Соловов А.В., Мрыкин С.В. Человеко-машинный диалог: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 13 с.
    46. Соловов А.В. Графические дисплеи: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 27 с.
    47. Соловов А.В., Муртазин Р.Н., Власов Н.В., Николаева М.Ю. Алфавитно-цифровые дисплеи: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 23 с.
    48. Соловов А.В., Сычев И.А. Запоминающие устройства ЭВМ: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 19 с.
    49. Соловов А.В., Мустафина Л.А. Подготовка данных для ЭВМ: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984. - 18 с.
    50. Комаров В.А, Соловов А.В., Сатин В.Б., Мартынов Ю.А.Учебно-исследовательский вычислительный центр: Методические указания. Куйбышев: КуАИ, 1984 - 11 с.

    Соловов А.В.

    Спортивная деятельность
    В 60-е годы член сборной ЦС "Труд" по старшим юношам и ЦС "Буревестник" по юниорам, КМС СССР по лыжным гонкам. В 2000-е годы в своей возрастной группе двукратный победитель (2010, Фалун, Швеция; 2011, Вернон, Канада) и бронзовый призер (2004, Лиллехаммер, Норвегия) ветеранских ЧМ, серебряный и бронзовый призер первых ветеранских ОИ (2010, Поклюка, Словения), золотой мастер, трехкратный победитель (2009, Трансжурасьон, Франция, 76 км; 2012, Джизерска, Чехия, 50 км; 2012, Кениг ЛюдвигЛауф, Германия, 21 км) и четырехкратный призер (2011, Гетинау Лоппет, Канада, 50 км; 2012, Бедриховка, Чехия, 30 км; 2013, Тарту-Марафон, Эстония, 63 км; 2013, ВасаЛоппет, Швеция, 90 км) марафонов серии Worldloppet, победитель и призер ЧР. МС Российского любительского лыжного союза, председатель Самарского городского лыжного клуба.

    Спортивная публицистика

    1. Соловов А.В. Зачем спортсмену-любителю соревнования? Лыжный спорт, М.: 2015. http://www.skisport.ru/news/cross-country/71376/
    2. Соловов А.В. Спорт в России как статусный заказ власти. - Лыжный спорт, М.: 2014. http://www.skisport.ru/news/cross-country/17270/
    3. Соловов А.В. Кубок мира мастеров (общие сведения и личные впечатления). Лыжный спорт в Самарской области. Самара: Самарская областная федерация лыжных гонок, 2014. С. 40-45. См. также- http://www.skisport.ru/news/cross-country/72154/
    4. Соловов А.В. Добро пожаловать в волшебную и притягательную страну Worldloppet. Лыжный спорт в Самарской области. Самара: Самарская областная федерация лыжных гонок, 2013. С. 18-19. См. также http://www.skisport.ru/forum/23/40619/
    5. Соловов А.В. Birkebeinerrennet 2013 лыжный классический марафон на 54 км Рена-Лиллехаммер в Норвегии. Путевые заметки и впечатления от гонки серии Worldloppet, 2013. http://ski63.ru/links/reports/3164/
    6. Соловов А.В. Марчалонга 2013 лыжный классический марафон на 70 км в Валь Ди Фиеме (Италия). Путевые заметки и впечатления от гонки серии Worldloppet, 2013. http://ski63.ru/links/reports/2166/
    7. Соловов А.В. Доломитенлауф 2013 лыжный классический марафон на 42 км в Обертиллиахе (Австрия). Путевые заметки и впечатления от гонки серии Worldloppet, 2013. http://ski63.ru/links/reports/1729/
    8. Соловов А.В. Бедриховка и Джизерка - лыжные марафоны на 30 и 50 км в Бедрихове (Чехия). Путевые заметки и впечатления от гонок серии Worldloppet, 2012. http://ski63.ru/links/reports/455/

    Фотогалерея в Одноклассниках http://ok.ru/?_erv=vszatwybdjnmnedtcwq